06.05.2015 13:26
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.)
Первая мировая война 1914-1918 гг. произошла между двумя военно-политическими блоками: Четверным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Англия, Франция, Россия и другие страны). Кавказские народы, будучи в составе России, оказались вовлеченными в эту войну.
Население Кавказа в основном делилось на мусульман и христиан. Большинство составляли мусульмане: азербайджанцы, горцы, аджарцы, турки, курды. Грузины, большая часть осетин и некоторые абхазы были православными, армяне придерживались еретического направления в восточном христианстве - григорианства.
Русская администрация подданных азербайджанцев в официальном обиходе чаще всего называла «адербейджанскими татарами», а их язык - «татарский адербейджанский». Этнические названия азербайджанцев, бытовавшие в Российской империи: «мусульмане» и «закавказские татары», легли в названия иррегулярных воинских частей русской армии, которые были сформированы из азербайджанцев.
С момента завоевания земель с иноверным и инородческим населением русское правительство воздерживалось от официального призыва в армию представителей 46 народов Кавказа, Средней Азии и других регионов. По введении общей воинской повинности на Кавказе в 1887 г. призыву подлежало только христианское население: грузины и армяне. Сотни тысяч постоянно переселявшихся из заграницы армян, не успевших достаточно обрусеть, постепенно привлекали к отбыванию воинской повинности. Осетины-мусульмане добились права на равных с православными осетинами нести воинскую службу.
Таким образом, среди всего населения Российской империи к 1914 г. было вовсе освобождено от воинской повинности 10% населения (1), в основном мусульмане. Немало представителей высшего мусульманского сословия служило в регулярной армии. Перед войной в офицерском корпусе были довольно широко представлены по нескольку сот грузин, армян, кавказских мусульман (2).
Инородцы, в том числе и мусульмане, России, как и других воюющих стран, приняли участие в Первой мировой войне (28 июля 1914 - 11 ноября 1918). Уже 27 июля 1914 г. последовало Высочайшее соизволение сформировать из мусульман Кавказа на время военных действий несколько полков. 23 августа 1914 г. вышел приказ Николая II о создании Кавказской туземной конной дивизии (далее - КТКД), неофициально именовавшейся в военном обиходе «Дикой дивизией».
КТКД комплектовалась добровольцами из горцев и азербайджанцев. Она состояла из шести четырехсотенных конных полков, объединенных в три бригады: Кабардинский и 2-й Дагестанский полки в 1-ю бригаду, Чеченский и Татарский (Азербайджанский) полки во 2-ю бригаду, Черкесский и Ингушский полки в 3-ю бригаду. Формирование полков производилось в соответствии с «Положением о частях, формируемых из туземцев Кавказа на время настоящих военных действий». Согласно штату в состав каждого полка входило всего 669 чел. (3)
Кабардинский полк состоял из кабардинцев и балкарцев, первые две сотни Черкесского полка состояли из черкесов Кубани, 3-я сотня - из карачаевцев, 4-я сотня - из абхазов и мегрелов. Чеченский, 2-й Дагестанский, Ингушский и Татарский полки состояли из одноименных народов. Аджарский пеший батальон остался на Кавказе, для выполнения пограничных функций (4). Дивизии также была придана Осетинская пешая бригада, сформированная в конце 1916 г.
Татарский полк формировался в городе Елисаветполе (в 1804-1918 гг. название азербайджанского города Гянджи). Три сотни составили азербайджанцы Елисаветпольской губернии и одну сотню - азербайджанцы Борчалинского уезда Тифлисской губернии, хотя уже к 27 августа в полк записалось свыше 2 тыс. азербайджанцев. Начальником КТКД был назначен младший брат императора генерал-майор великий князь Михаил Александрович.
По религиозным соображениям мусульмане не могли воевать против единоверной Османской империи на стороне немусульманского государства. Поэтому по их просьбе и с согласия царя они участвовали в боях на Европейском фронте.
Уже в октябре дивизия прибыла на Европейский фронт и в начале ноября была включена в состав 2-го кавалерийского корпуса под командованием азербайджанца генерал-лейтенанта и генерала от кавалерии Гусейн-хана Нахичеванского. Дивизия участвовала в тяжелых боях 1914-1915 гг. на Австрийском фронте в Галиции и Карпатах. В мае-июне 1916 г. она принимала участие в знаменитом «Брусиловском прорыве». Дивизия принимала активное участие в Корниловском выступлении в августе 1917 г. (5)
В январе 1916 г. на фронт в Прикарпатье прибыл Осетинский конный полк из 6-ти сотен, укомплектованный на базе Осетинского конного дивизиона по новым штатам в составе 977 чел. Он составил с 1-м Дагестанским конным полком (с 1894 г. - регулярный) 2-ю бригаду 3-ей Кавказской казачьей дивизии.
По приказу главковерха Корнилова от 21 августа 1917 г. КТКД была развернута в Кавказский туземный конный корпус в составе двух дивизий. Азербайджанец, принц из рода правящей династии Ирана генерал-майор Фейзулла-мирза Каджар был назначен командиром 1-ой дивизии корпуса.
За время своей боевой деятельности КТКД понесла большие потери. За три года через службу в дивизии прошло в общей сложности более 7 тыс. всадников, уроженцев Кавказа. Полки дивизии несколько раз пополнялись прибывавшими с мест их формирования запасными сотнями. В течение 1914-1917 гг. на фронтах воевало более 3 тыс. всадников и до 200 генералов и штаб-офицеров азербайджанцев.
В отличие от кавказских мусульман всеобщая мобилизация охватила христианские народы Кавказа. К 1 января 1917 г. через мобилизационные структуры в Тифлисе прошло 304.164 чел., годных к военной службе. Среди них армяне составляли 121.921 чел., грузины - 121.113 чел., азербайджанцы - 1.314 чел. Армяне и грузины проходили службу во всех армейских соединениях, главным образом на Европейском и частично на Кавказском фронтах (6). Созданные в 1915 г. две Грузинские добровольческие дружины в 1916 г. реорганизовали в Грузинский стрелковый полк и сформировали Грузинский конный полк. По различным сведениям в русскую армию было мобилизовано от 180 тыс. до 300 тыс. армян (7) (в Российской империи к началу войны проживало 1.685 тыс. армян). К концу 1914 г. в русской армии уже служили от 150 до 200 тыс. армян - солдат и офицеров (8).
С осени 1914 г. военные действия между Россией и Турцией велись на Кавказском фронте. В войне участвовало население по обе стороны фронта. В начале войны в османскую армию было мобилизовано 80 тыс. армян, в скором времени, находясь в плену или путем дезертирства, перешедшие на сторону России.
Армянские радикальные партии экстремистско-террористического толка Дашнакцутюн и Гнчак, адепты шовинизма и ксенофобии, руководили армянским добровольческим движением. Русское командование разрешило сформировать 4-7 дружин общей численностью 9 тыс. чел., влившихся в ряды действующей армии на различных участках Кавказского фронта (9). Армяне, используя русское оружие, под влиянием дашнаков выполняли карательную функцию по истреблению мусульман. Командование, учитывая политическую неблагонадежность армян в связи с их стремлением к независимости и ксенофобские наклонности в отношении других народов, ограничилось этим числом после известных Ванских событий 1915 г. (10) и приостановило формирование новых дружин (11). В конце 1915 г. армянские добровольческие отряды были расформированы, и на их основе в составе русских частей были созданы стрелковые батальоны, которые участвовали в боевых действиях до конца войны. Тем не менее, в течение войны до 100 тыс. турецких, русских, иранских и других армян, особенно те, кто имел боевой и террористический опыт, накопленный в 1890-1909 гг. в терроре, мятежах, насилии на территории Турции и Закавказья (1904-1906), участвовало в отрядах фидаинов в турецком тылу (12).
Карательные операции русской армии в 1915 г. унесли жизни 88.000 мусульман Батумской и Карсской областей, поддержавших турецкое наступление под Сарыкамышем (13). С 20 апреля в ходе Алашкертской операции русские власти депортировали из зоны боевых действий мусульманское население на территорию Турции (14). Ванское (с 13 апреля) и другие армянские восстания в декабре 1914-мае 1915 г. ценой истребления десятков тысяч мирных мусульман облегчили русской армии захват Вана (15). Этот фактор и не прекращавшееся уничтожение мусульман армянами по обе стороны фронта вынудило турецкое правительство прибегнуть к крайней мере - принять 27 мая 1915 г. закон о перемещении армянского населения из восточных областей Анатолии на юг. Переселено было около 350 тыс. армян (16).
Успехи русской армии в 1916 г. завершились в Анатолии захватом Вана, Битлиса, Эрзурума, Трабзона и Эрзинджана, в которых был установлен оккупационный режим. Однако это не помешало армянам, воевавшим в рядах русской армии, и членам армянских отрядов фидаинов продолжить массовое истребление местного населения (17). В течение 1915-1918 гг. прежде всего от рук армян погибло 1,19 млн. мирных мусульман восточной Анатолии (18). За годы войны военные потери турецких армян составили 300 тыс. чел. (19)
В результате Февральской революции 1917 г. революционная агитация леворадикальных партий стремительно разлагала русскую армию. Одной из верных до конца частей оставалась КТКД (20). Ослабление власти и порядка, фигурирование азербайджанских земель в планах территориального состава «Великой» Армении и Грузии настораживали азербайджанских руководителей. Они требовали от Временного правительства права на формирование военных подразделений на национальной основе (21).
В октябре 1917 г. Кавказский туземный конный корпус был переброшен на Кавказ, полки расквартированы в городах своего комплектования. Командование, продолжая развертывание корпуса, включило Осетинский полк в состав 2-й Кавказской туземной конной дивизии и начало формировать новые полки. Тогда же Верховное главное командование приняло решение о формировании Армянского и Грузинского двухдивизионных армейских корпусов.
Россия вышла из войны после большевистского переворота 7 ноября и распада страны, но на Кавказе она продолжалась до ее завершения. Образовавшийся Закавказский Комиссариат в декабре 1917 г. издал постановление о создании новой армии, поддержав предложение штаба Кавказского фронта провести национализацию отдельных частей, в первую очередь - формирование Мусульманского (Азербайджанского) корпуса. Места комплектования и дислокации частей и соединений корпусов охватывали все Закавказье. Формирование Армянского корпуса закончилось в декабре, (22) в его состав вошла также Западноармянская дивизия, Грузинского корпуса - к 25 февраля 1918 г. Позднее были организованы по 3-й дивизии в каждом корпусе. Создание Мусульманского корпуса осложнялось отсутствием необходимого числа военных кадров и отношением к его созданию командования в связи с изменившейся политической обстановкой.
Падение русского государства вынудило командование фронта начать эвакуацию войск. Это привело к заключению 18 декабря 1917 г. Эрзинджанского перемирия с Турцией. Одновременно советское правительство начало мирные переговоры в Брест-Литовске. Позиции расформированной Кавказской армии на фронте заняли армянские и грузинские войска.
Присутствие русской армии как-то сдерживало бесчинства армянских отрядов против мусульман, но с ее эвакуацией, с половины декабря 1917 г. началось массовое уничтожение мусульман на оккупированной территории (23). Уход армии вовсе развязал руки армянам, которые с 1918 г. начали погромы русских мусульман в Карсе и Эриване. Только в январе-феврале в Эриванской губернии они уничтожили более 200 азербайджанских сел (24).
В быстро менявшейся политической ситуации явственно ощущалась проводившаяся царизмом политика освобождения мусульман от призыва в армию. При отсутствии собственных воинских подразделений мусульмане оказались в неравном положении со своими, имевшими военную подготовку и отряды, соседями-христианами. Армянский и грузинский корпуса были обеспечены всем необходимым вооружением и снаряжением. Азербайджанцам приходилось добывать оружие у уходящей русской армии. Мусульманский корпус был сформирован к концу апреля 1918 г., при незначительном числе личного состава.
Лишь после неоднократных призывов Турции к Завкавкому о прекращении зверств и массового истребления мусульман Анатолии (25), турки 12 февраля 1918 г. начали успешное наступление, при слабом сопротивлении грузинских и армянских войск и при содействии закавказских мусульман, заняв в апреле Батум и Карс, 16 мая - Александрополь, 25 мая - Гянджу. По условиям Брестского договора от 3 марта 1918 г. между Советской Россией и Четверным Союзом Карс, Ардаган и Батум возвращались Турции. В то же время восток Азербайджана оказался в руках большевиков. При эвакуации фронта армянские вооруженные отряды рассредоточились по всему Южному Кавказу, вплоть до Баку. В течение марта-июля 1918 г. в Баку и уездах отрядами большевиков и дашнаков были уничтожены более 50 тыс. мусульман.
Удачное наступление турок совпало с развалом Закавказской Федерации и образованием 26-28 мая республик Грузии, Азербайджана и Армении. Между Турцией и тремя республиками 4 июня был заключен Договор о мире и дружбе, согласно которому сохранялась их независимость и армии, но железная дорога Карс-Александрополь-Джульфа оставалась под контролем турок. В конце мая Грузию оккупировали немецкие войска. Пока турки вели наступление в Иранском Азербайджане и в сторону нефтеносного Баку регулярные армянские части и отряды зинворов безуспешно пытались захватить Нахчыван и громили зангезурских и карабахских мусульман.
В независимый период национальные корпуса стали основой образования армий. Германия и Турция приняли участие в формировании и укреплении национальных армий соответственно Грузии и Азербайджана. На базе турецкой пехотной дивизии и Мусульманского национального корпуса в июне была сформирована Кавказская Исламская армия. В совокупности под командованием Нури паши оказалось от 16 до 18 тыс. чел., из которых треть составляли турки, а остальная часть состояла преимущественно из ополченцев, не имеющих достаточной военной подготовки (26). 26 июня правительство Азербайджана переименовало Мусульманский корпус в Отдельный Азербайджанский корпус.
Армейские части Советского Баку 10 июня начали наступление на Гянджу. Большая часть солдат и практически все командиры являлись армянами-дашнаками. Несмотря на прибытие в августе в Баку немногочисленного английского контингента 15 сентября Исламская армия взяла город. В Закавказье установился относительный порядок.
Вскоре Германия и Турция потерпели поражение в Первой мировой войне и по условиям Мудросского соглашения о перемирии от 30 октября 1918 г. обязались вывести свои войска со всех территорий, завоеванных в ходе войны, в том числе и из бывших русских владений в Закавказье, включая Карсскую и Батумскую области. На смену им пришли англичане. Мировая война для Кавказа окончилась.
Примечания:
(1) Головин H.H. Военные усилия России в Мировой войне. В 2-х т. Париж, 1939. Т. I. С. 12.
(2) Волков С.В. Русский офицерский корпус. 2-е изд. М., 2003. С. 341.
(3) РГВИА. Ч. 208. Ф. 3640. Оп. 1. Д. 1.
(4) Опрышко О.Л. Кавказская конная дивизия. 1914-1917. Возвращение из небытия. Нальчик, 2007. С. 8, 28.
(5) Половцев П.А. Дни затмения: (Записки... генерала П.А. Половцева). М., 1999. С. 47.
(6) Арутюнян А.О. Кавказский фронт. 1914-1917 гг. Ереван, 1971. С. 317.
(7) Арутюнян А.О. Указ. соч. С. 296; Армяне в Первой мировой войне (1914-1918 гг.). М., 2014.
(8) Сафаров Р.Ф. Изменение этнического состава населения Иреванской губернии в XIX-XX веках. Баку, 2009. С. 200-201.
(9) Арутюнян А.О. Указ. соч. С. 296-297 и сл.
(10) Малевиль Ж. Армянская трагедия 1915 года. Баку, 1990. С. 21-26.
(11) Арутюнян А.О. Указ. соч. С. 318-319.
(12) Твердохлебов. Мемуары русского офицера / История Азербайджана по документам и публикациям. Баку, 1990. С. 121-148; Маккарти Дж., Маккарти К. Тюрки и армяне: Руководство по армянскому вопросу / Пер. с англ. Баку, 1996. С. 65.
(13) Сафаров Р.Ф. Указ. соч. С. 172-173, 201-202.
(14) Малевиль Ж. Указ. соч. С. 36-37.
(15) Гюрюн К. Армянское досье / Пер. с тур. Баку, 1993. С. 250-256.
(16) Он же. С. 256-271.
(17) См.: Твердохлебов. Указ. соч.; Перинчек М. Рапорт генерал-майора Болховитинова о деятельности армянских вооруженных отрядов в Турции и Закавказье в Первую мировую войну. Баку, 2011; Он же. Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов. М., 2011.
(18) McCarthy, Justin. Death and Exile: the ethnic cleaning of Ottoman Muslims. 1821-1922. Princeton, New Jersey, 1995. P. 229, 338-339.
(19) Гюрюн К. Указ. соч. С. 274-276.
(20) Арсеньев А.А. Кавказская Туземная Конная Дивизия // Военно-исторический вестник. Париж, 1958. С. 9, 10; Брешко-Брешковский Н.Н. Дикая дивизия. Роман. 2-е изд. М., 2007. С. 8.
(21) Swietochowski T. Russian Azerbaijan. 1905-1920: the Sparing of National Identity in a Muslim Community. Cambridge, 1985. P. 94.
(22) Арутюнян А.О. Указ. соч. С. 327 -328, 331.
(23) Твердохлебов. Указ. соч. С. 121 и сл.
(24) Бакинский рабочий. 1918. 28 (15) мая.
(25) Каземзаде Ф. Борьба за Закавказье (1917-1921). Стокгольм, 2010. С. 88-89, 95; Swietochowski T. Op. cit. P. 120.
(26) Swietochowski T. Op. cit. P. 130.
Рафик Сафаров,
ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной Академии наук (НАН) Азербайджана, доктор философии по истории
http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/07/uchastie-narodov-kavkaza-v-pervoj-mirovoj-vojne.html