Эриванская крепость без армян /

Об Эриванской крепости языком фактов

 

Армяне с 17 века выдвинув миф о «Великой Армении», готовили предательство Эривани. Эту традицию заложил один из первых авторов этномифа о «Великой Армении» Израэль Ори. В карту «Великой Армении», которую Ори в 1703 году представил Петру I, были включены Эриванское ханство и Зангезур. В своих письмах царю он  подчеркивал:  “Иреван - единственный город-крепость. В стране больше нет подобных городов-крепостей”, тем самым показывая,  что путь к мечте лежит через штурм Эриванской крепости.

 

В его сообщениях на имя Петра I были подробные сведения о географическом расположении, оборонительных возможностях, стратегическом и политическом значении Эриванской крепости. Призывая царя ввести русские войска  на Южный Кавказ, он писал о турках: « С помощью войны они ничего не добьются, “потому что единственный город, который тут предстоит захватить, является Иреван”. Архиепископ Минас Парвазян также информировал царя:  «Наша цель стать хозяевами Иревана. Если мы сможем, захватить Иреван, то турки и иранцы нам ничего сделать не смогут”. В одном из писем католикоса Овсепа государю  тоже открыто говорится, что армяне с нетерпением ждут прихода русских войск в эти края, чтобы завладеть Иреваном и его окрестностями.

 

Много лет спустя, в 2008 году президент Армении С.Саркисян, рассказывая президенту России Д.Медведеву о доме, в котором впервые при жизни А.Грибоедова была поставлена пьеса «Горе от ума», скрыл, что речь идет о Дворце сардара. Однако об этом свидетельствует история, в частности, чиновник тифлисской казенной палаты Д.Зубарев, который исполнял роль Чацкого в первой любительской постановке  «Горе от ума».

 

В 1832 году в «Тифлисских ведомостях»  №3 в своем  «Письме к издателю» он писал: «…комедия Горе от ума была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Еривани, в одной из комнат дворца Сардарского. Думал ли Грибоедов, писавши комедию, что первое представление ея он увидит в жилище Персидского Сатрапа?».

 

Кроме того, В.Потто отмечал, что Грибоедов один раз видел «свое произведение, исполненное на сцене любителями. Это было зимою в 1827 году, в Эривани, когда, по инициативе генерала Красовского, был устроен офицерский театр в одной из зал дворца персидских сардарей. Здесь-то в первый раз и была сыграна бессмертная русская комедия».

 

Как видим, Дом сардара был важной достопримечательностью, связанной с именем  покровителя армян А.Грибоедова. Тем не менее, воинствующим националистам  необходимо было уничтожить этот роскошный особняк только потому, что дворец древней династии Эриванских ханов доказывал, что титульной нацией здесь были азербайджанцы.

 

Только так – путем уничтожения и выжигания - армянские экстремисты веками расчищают место для собственных фальсификаций, для обармянивания чужой культуры и истории. С этой целью руководители советской Армении «убрали» из Еревана  древние азербайджанские кладбища. Одно из них запечатлено на картине русского художника Шеленговского «Кладбище в Эривани». Сегодня живы тысячи переселенцев из Еревана, которые могут рассказать, как на их глазах в 70-е годы ХХ века прямо на старинных азербайджанских могилах в этом городе строились здания ЦУМа и нынешнего Президентского Аппарата.

 

Уничтожив азербайджанские памятники Средневековья - Эриванскую крепость и Дворец сардара, армяне пытаются прикрыть следы вандализма именем «Россия», так назвав построенные на их месте кинотеатр и площадь. Между тем благодаря именно россиянам  до нас дошли бесценные свидетельства принадлежности современного Еревана азербайджанцам. Известный живописец  Ф.Рубо сохранил вид крепостных стен и куполов мечетей в своей картине «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года». Художник-баталист В.Мошков, сопровождавший в походах И.Паскевича, передал мусульманскую атрибутику в литографиях «Сдача персидской крепости Сардар Абата» и «Взятие штурмом персидской крепости Эривани 1-го октября 1827 года».

 

Великий русский живописец Г.Гагарин сохранил дух азербайджанства в замечательных картинах «Каравансарай», «Эриванский азербайджанец», «Намаз в праздник Рамазан в Эриванской мечети». Особую ценность сегодня имеет изображение ханского дворца в гагаринских гравюрах «Дворец эриванского сардара» и  «Декор сарая Сардара».

 

Не менее ценны для современных азербайджанцев письменные источники, подтверждающие принадлежность Эривани именно азербайджанцам. Среди них текст Туркменчайского мирного договора, в  статье 12 которого названы имена «Гусейн-Хана, бывшего Эриванского Сардария, брата его Гассан-Хана и Керим-хана, бывшаго Правителя Нахичеванскаго».

 

Подробное описание роскоши зеркального зала  Дворца сардара оставил истории сам А.Грибоедов в  «Путевых письмах к С.Н.Бегичеву», написанных в феврале  1819 года.  

 

Интересные  исторические факты находим и в российской  периодической печати. Среди них статья «Русские святки в Эривани, 1827» («Отечественные записки», 1828. № 102. С. 380–404).

 

«Думали ль мы, братцы, в Персии праздновать святки? … Нынешний год мы здесь потеребили Кизылбашей; а на будущий, кого Бог приведет…В первый раз от рождения видит Эривань в маленьком виде Русские балы…В Новый год в разных местах крепости раздавался стук барабанов, звуки рогов, гром музыки …Вчера мы праздновали Крещение: от церкви пошли к иордани; выходим за крепость, и на соединении дороги из города неожиданное зрелище мне представилось: Армянский Архиепископ Нерсес, множество Духовенства, с крестами, образами и хоругвями, присоединились к нашему ходу…Надобно было видеть восхищение Армян. «Бывало ли это у вас прежде?» — спросил я у некоторых. «Нет, — отвечали они, — здесь же, и вообще везде, мы свершали оное в церквах и домах своих… Крест погружен, и в первый раз освятились воды Занги».

 

Эти воспоминания русского солдата полностью воссоздают жизненные реалии того времени. Как следует из приведенной цитаты, он удивился, что увидел армян, да еще с крестным ходом.  Это доказывает, что их вообще не было в сердце Эривани – в самой крепости. Солдат увидел их на «соединении дороги из города», и это означает, что армяне жили за крепостью, на обочине Эривани, что они  не имели прав титульной нации, что в те годы не было реки с армянским названием Раздан - она  называлась по-тюркски Занги. Наиболее важно в данном контексте слово «Кизылбаши».  Это напрямую доказывает, что речь идет именно об азербайджанцах. Дело в том, что в историях армянского народа совершенно умалчивают об азербайджанских беглярбегствах, которые предшествовали ханству. В тот период Эривань и Нахичеван были местожительством (улькэ) кызылбашского племени Устаджлу. Тогда эти исконно азербайджанские земли назывались Чухур-Саад и в дальнейшем оставались  наследственным улькэ КЫЗЫЛБАШЕЙ.  Словом,  на этой территории  никогда не было Восточной Армении.

 

Благодаря русским инженерам в 1827 г были подготовлены проекты Эривани. Сегодня они ценны  подробной информацией об архитектуре этого города, который  был центром мечетей и караван-сараев. Об этом свидетельствуют официально напечатанная почтовая открытка конца XIX века «Вид Эривани» с мечетью на переднем плане, дореволюционные фотографии, зарисовки русских путешественников Струйса «Караван в Эривани» и Сергеева «Эривань 1796г.». Это подтверждают и заметки русского археолога  Уварова, который в 1880 году был в Эривани и восторженно описывал Голубую мечеть. В «Кавказском календаре» 1894 года отмечено, что только в одной Эривани было 8 главных мечетей. А по всей Иреванской Губернии с 1904 по 1915 годы количество шиитских мечетей возросло с 201 до 382. В частности,  В 1911 году только  в Шушинском уезде их было 50. Сегодня все они уничтожены. Лишь одна разрушенная мечеть в Ереване восстановлена иранцами и отдана им для богослужений.

 

Перечисляя достоверные источники, подтверждающие факт принадлежности территории современной Армении  Азербайджану, необходимо отметить, что в самом серьезном  официальном источнике советской Армении – в  Армянская Советской Энциклопедии - напечатана специальная статья об Эриванском ханстве (том 3 стр 572)

 

 

Шелале Гасанова

Библиотека

Деэтнизация кавказских албан в XIX веке

Подробнее

Социальные сети